Skip to content
Разделы

Поиск

Generic selectors
Exact matches only
Поиск в заголовках статей
Поиск в теле статей
Post Type Selectors
Оглавление
< Назад

Миссионерская конфигурация и стандартизация норм

В конце прошлого века исследователь менеджмента Генри Минцберг, изучая разнообразие форм организаций, выявил устойчивые жизненные формы организаций, которые он назвал «конфигурации бизнеса». Минцберг провел их глубокое исследование и довольно подробно описал 6 конфигураций [1]:

  • Простая конфигурация;
  • Механистическая бюрократия;
  • Дивизиональная конфигурация;
  • Профессиональная бюрократия;
  • Адхократия;
  • Миссионерская конфигурация.

В этой статье мы опишем миссионерскую конфигурацию. Для изображения портрета конфигурации Минцберг предложил структурную схему характерную для любой из них, которая описана в статье «Конфигурации бизнеса и их портреты». Кроме того, изучая конфигурации, он выяснил, что всю логику их функционирования и формирования конфигураций определяют механизмы координации. Их описанию посвящена статья «Конфигурации Минцберга и механизмы координации».


Портрет миссионерской конфигурации

Структурная схема миссионерской конфигурации у Минцберга пока не появилась. Возможно, это связано с тем, что в отличие от предыдущих пяти конфигураций, направленность стандартизации норм ориентирована не внутрь организации, а во вне.

Пример организаций с миссионерской конфигурацией:

  • политическая партия (партийный актив и сообщество членов);
  • волонтерское сообщество;
  • религиозное сообщество.

Характерные черты

Доминирующий механизм координации — стандартизация норм.

Внешние условия формирования

  • средний уровень изменчивости и неопределенности среды;
  • высокий уровень сложности результата, миссионерская конфигурация решает глобальные проблемы, задачи.

Корпоративная культура (метафора)

Организация — это сообщество миссионеров, это отношения солидарности на основе приверженности общей картине мира, картине прошлого и будущего и, главное, — общей судьбе.

Именно эта приверженность создает самоидентификацию всех членов сообщества в рамках миссионерской конфигурации и мощную глубокую мотивацию, основанную на осознании смысла своего существования.

Ядро сообщества — это идеология, определяющая его ценности, символы и ритуалы.

Самоидентификация и смыслы поддерживаются периодическими общими мероприятиями, задающими символы и ритуалы утверждающие и обосновывающие общие ценности конфигурации.

Лидер сообщества — это пророк, вождь и успешный предприниматель.

Уровни иерархии самоорганизующиеся ячеек (см. ниже) задают степень формализации отношений. Между уровнями иерархии деловые и личные отношения в основном стараются не смешивать. На одном уровне иерархии деловые и личные отношения сильно перепутаны.

Организационная структура

Миссионерская конфигурация — это организация без четких границ. Это сообщество, сеть, у которого есть:

  • ядро с множеством признаков организации;
  • рассредоточенные члены сообщества;
  • самоорганизующиеся ячейки со своими структурами, порожденные инициативами сообщества;
  • проекты, в которые могут превратиться эти инициативы, причем важные проекты очень сильно связаны с ядром сообщества и находятся под его контролем.

Каждая ячейка сообщества имеет свою иерархическую структуру и в рамках этой структуры идет постоянное движение снизу в верх. Понижение в иерархии это наказание. Самое страшное — быть исключенным из рядов сообщества.

Надо отметить важный момент — миссионерская конфигурация способна создавать организационную структуру, параллельную другой оргструктуре, созданной другой конфигурацией. Например, в СССР в любой организации параллельно с хозяйственной структурой, присутствовала также и партийная структура КПСС. В СССР в любой хозяйственный организации должна обязательно присутствовать партийная ячейка со своей структурой, а хозяйственный руководить должен быть еще и членом партии. Этот пример показывает, что в реальных организациях могут сосуществовать параллельно две конфигурации и две оргструктуры, которые причудливым образом переплетаются.

Бизнес-процессы и качество

  1. Отношения участников на одном уровне иерархии слабо формализованы. Есть кодекс, правила, которые построены на ценностях конфигурации, и которые должны свято соблюдаться. Нарушение правил требует наказания.
  2. Конфигурация оценивает качество своей работы по тому, как быстро растет само сообщество. Рост сообщества — это не только показатель привлекательности продвигаемых ценностей, но это еще и сетевой эффект: чем больше само сообщество, тем больше ценность оно приносит каждому его члену.
Миссионерская конфигурация

Планирование, учет и контроль

Деятельность миссионерской конфигурации — это проекты, порожденные инициативами с верху, либо ячейками сообщества. Эти проекты направлены на воплощение картины будущего или исправление ошибок настоящего или прошлого.

Маркетинг и продажи

  1. Маркетинг — это проповедь картины мира и ценностей. Проповедь, идущая от вождя ко всему человечеству, либо от лица к лицу.
  2. Миссионерская конфигурация живет не от продаж какого-то продукта или услуги, а от пожертвований (взносов) ее членов. Их могут делать не только люди, но и организации, например, в форме дивидендов от прибыли бизнесов входящих в сообщество.

Квалификация персонала

  • в миссионерской конфигурации важна не столько квалификация персонала, сколько приверженность учению;
  • большое значение играет дисциплина участников («Партия сказала надо, комсомол ответил есть!»).

Информационные технологии

  • в миссионерской конфигурации востребованы базовые технологии поддержки коммуникаций, групповой работы и управления проектами, особенно, технологии массовых коммуникаций;
  • в современных условиях, большое сообщество может опираться на цифровые платформы для поддержки своей деятельности.

Размер

Миссионерская конфигурация — это открытое и расширяющееся сообщество. Члены конфигурации постоянно привлекают в свои ряды новых участников.

Слабые места

  • сильная зависимость конфигурации от харизматичности своего лидера;
  • деградация провозглашаемых ценностей приводит к деградации, всего сообщества, потери его способности к мобилизации и самоорганизации.

Устойчивость и развитие

Миссионерская конфигурация обладает высоким уровнем устойчивости.

Конфигурация оценивает свою деятельность по тому, насколько ей удается выдерживать приверженность провозглашенным ценностям и насколько эти ценности оказываются привлекательными. Эффективность деятельности может быть оценена через сетевой эффект.

Конфигурация обладает высоким уровнем мобилизации и способностью к самоорганизации на уровне ячеек.

Отсутствие стратегического видения для конфигурации фатально. Но это не бизнес-стратегия — это доктрина, учение, обосновывающие ценности и нормы.

Быстрорастущие цифровые организации и миссионерская конфигурация

Исследования быстрорастущих цифровых организаций [2] показывают, что все эти компании были не только выдающимися технологическими стартапами, похожими на простые конфигурации, но и миссионерскими конфигурациями. Каждая из этих компаний предложила рынку свою суперидею, которая делает мир немного лучше. Суперидея привлекала все новых членов, создавая сообщество, выполняющее высокую миссию. Помимо этого, компания каждому участнику предложила выгодную для него бизнес-модель, позволяющую каждому сделать свой бизнес или просто получить какую-то ценность.

Рост сообщества, где каждый участник удовлетворял свой бизнес-интерес, превращал сообщество в экосистему. При этом технологическая компания-основатель, создав цифровую платформу, еще и связывала всю экосистему плотными информационными связями кооперации бизнесов и обеспечивала централизованное управление всей экосистемой. В такой экосистеме все члены экосистемы удерживались взаимной выгодой и удобством, а суперидея давала всем высокий смысл и сильную мотивацию, привлекала в сообщество все больше новых членов. Фактически в таких экосистемах создавался симбиоз двух конфигураций: миссионерской (суперидея) и дивизиональной конфигурации (сеть рациональных бизнес-интересов).

Литература

  1. Минцберг Г. Структура в кулаке. Создание эффективной организации. Питер, 2011.
  2. Майкл Мэлоун, Салим Исмаил, Юри ван Геест. Взрывной рост: Почему экспоненциальные организации в десятки раз продуктивнее вашей (и что с этим делать). Альпина Паблишер, Москва, 2017

Использован рисунок Сергея Орлова.

Designed using Dispatch Premium. Powered by WordPress.