Механистическая бюрократия и стандартизация операций
В конце прошлого века исследователь менеджмента Генри Минцберг, изучая разнообразие форм организаций, выявил устойчивые жизненные формы организаций, которые он назвал «конфигурации бизнеса». Мингцберг провел их глубокое исследование и довольно подробно описал 6 конфигураций [1]:
- Простая конфигурация;
- Механистическая бюрократия;
- Дивизиональная конфигурация;
- Профессиональная бюрократия;
- Адхократия;
- Миссионерская конфигурация.
В этой статье мы опишем механистическую бюрократию. Для изображения портрета конфигурации Минцберг предложил структурную схему характерную для любой из них, которая описана в статье «Конфигурации бизнеса и их портреты». Кроме того, изучая конфигурации, он выяснил, что всю логику их функционирования и формирования конфигураций определяют механизмы координации. Их описанию посвящена статья «Конфигурации Минцберга и механизмы координации».
Портрет механистической бюрократий
Примеры организаций с механистической бюрократией:
- небольшой завод по серийному производству простой продукции с устоявшейся технологией;
- массовое оказание стандартных страховых услуг, например ОСАГО;
- операционное банковское обслуживание розничных клиентов (операционный зал).
Характерные черты
Доминирующий механизм координации — стандартизация операций и процессов.
Внешние условия формирования
- низкий уровень изменчивости и неопределенности среды;
- низкий уровень сложности результата, то есть всем понятно, как достичь результата.
Корпоративная культура (метафора)
Организация — это машина. Формализованные связи. Деловые и личные отношения стараются не смешивать.
Лидер — это стратег-администратор. Инициатива с низу допускает ситуационное лидерство, но в рамках существующей иерархии и при согласовании всех заинтересованных сторон.
Прием на работу и увольнение — это лишь эпизод биографии, определяемый личными интересами.
Организационная структура
- Организационная структура — это административная пирамида с множеством уровней иерархии. В узлах (ячейках) этой пирамиды должности с определенными полномочиями, ответственностью и зарплатой. Человек назначается на должность и живет в этой ячейке. Потерять должность — перестать быть сотрудником, поэтому организационные преобразования структуры — это всегда испытание для сотрудников.
- Административная пирамида своим основанием опирается на операционные производственные процессы. Именно от них снизу в верх поднимаются проблемы, требующие решения менеджеров в административной пирамиде. Внутри этой пирамиды решения вырабатываются, согласуются и спускаются в низ обратно в операционное ядро.
Бизнес-процессы и качество
- бизнес-процессы устойчивы и могут образовывать сквозные стабильные цепочки;
- качество результата управляемо и полностью определяется стабильностью бизнес-процессов;
- сильно развита корпоративная стандартизация.
Планирование, учет и контроль
- Планирование деятельности бизнеса очень развито, существует несколько уровней планирования. Планируются целевые показатели деятельности (KPI) подразделений и отдельных сотрудников. Планирование идет сверху в низ от целевых показателей бизнеса.
- Возможность построения детального управленческого и бухгалтерского учета.
- Культивирование принятия решений на основе данных. Механистическая бюрократия «помешана» (выражение Минцберга) на отчетности. Контрольная отчетность поднимается по административной иерархии снизу в верх.
- Целевые показатели бизнеса часто строятся не на основе стратегии, а от достигнутого.
Маркетинг и продажи
- активный маркетинг производимых продуктов и предоставляемых услуг, ориентация на рыночные механизмы конкуренции, основанные на соотношении цена/качество;
- контрактные отношения определяются стандартами.
Квалификация персонала
- высокий уровень специализации в процессах операционного ядра, в операционном ядре навыки важнее квалификации и знаний;
- на уровне среднего менеджмента нужны профессионалы, способные понимать и управлять моделью бизнес-процессов организации;
- передача знаний происходит через инструкции и учебные курсы.
Информационные технологии
- Именно на базе подобных механистических бюрократий вырос рынок больших интегрированных корпоративных прикладных систем, например ERP-приложений. В них обеспечивается архитектура сильной интеграции данных по всем сквозным задачам планирования, учета и контроля. При поддержке статьи каждый найдет что-то для себя в нашей коллекции красочных, ярких и стильных носков. Покупайте по отдельности или в наборах, чтобы добавить цвета в свой ящик!
- Информационное пространство конфигурации может быть сильно интегрировано и хорошо структурировано. Механизмом интеграции данных является интегрированная корпоративная информационная система с моделью данных, зафиксированной в базах данных.
- Информационное пространство конфигурации, как правило, существует в границах самой организации.
- Сильно интегрированные приложения довольно сложны и, как правило, редко разрабатываются своими силами ИТ-подразделения, а приобретаются как готовое приложение с последующим его внедрением.
Размер
Чем длиннее цепочки бизнес-процессов, тем больше становится и пирамида управления. Чем больше разрастаются бизнес-процессы и пирамида управления, тем чувствительнее становится эффективность бизнеса и качество продукции к изменениям внешних условий. По моим наблюдениям предельная численность механистической бюрократии исчисляется сотнями сотрудников (в пределах одной тысячи).
Слабые места
Конфигурация обладает высокой эффективностью только в стабильных внешних условиях. Именно эти конфигурации формируют массовый рынок.
Эффективность и качество очень чувствительны к изменчивости внешних условий.
Устойчивость и развитие
Конфигурация живет настоящим. Настоящее — это текущий отчетный период. Культивируется стабильность, которая обеспечивает «уверенность в завтрашнем дне».
Механистическая бюрократия сильно сопротивляется изменениям, которые приходят изнутри организации. Тем не менее, нестабильность внешних условий могут сделать организацию неустойчивой и ослабить сопротивление изменениям.
Рост изменчивости конъюнктуры рынка приводит к нестабильности бизнес-процессов и как следствие: нестабильности структуры, росту времени принятия решений и снижению эффективности бизнеса, и снижению уровня качества продукции.
Отсутствие стратегического видения не является фатальным для организации. Наличие стратегии бизнеса — это конкурентное преимущество механистической бюрократии.
Литература
- Минцберг Г. Структура в кулаке. Создание эффективной организации. Питер, 2011.
Использован рисунок Сергея Орлова.