Истоки и история рождения фреймворка Cynefin
Проблемы передачи и создания знаний
- Знания создаются, передаются и перенимаются только в добровольном порядке, они не могут быть мобилизованы. Действительно, знания нельзя навязать и нельзя гарантировать использование сотрудником своих знаний при выполнении некоторой работы. Он может сделать это только добровольно. И никогда не будет доподлинно известно, использует ли сотрудник свои собственные знания сейчас, при выполнении конкретной работы, или нет. Можно только в ретроспективе, задним числом увидеть, что использованные им при выполнении какой-либо деятельности знания совпали с нашими ожиданиями или требованиями к функции и процессу. Добровольность использования знаний требует соответствующих инструментов управления.
- Неявные знания превышают явные. Мы всегда знаем больше, чем можем высказать, и всегда можем сказать больше, чем записать. Природа знаний такова, что человек всегда знает или способен знать больше, чем он имеет время или когнитивные возможности высказать. То, что я обдумывал две недели, можно сказать и за пять минут, а можно и вообще не суметь выразить словами. Процесс высказывания мысли или записи какой-то информации – это сложное явление, которое включает как добавление, так и изъятие знаний из конкретного опыта или первоначальной мысли. Запись знаний в какой-либо системе символов очень ценна, но требует затрат времени и сопровождается потерями смыслов и контроля над последующим использованием знания.
- Знания зависят от контекста. Мы не можем провести инвентаризацию собственных знаний, в каждый конкретный момент мы знаем только то, что знаем в этот момент. Человеческие знания в большой степени зависят от конкретной ситуации, в которой требуется их использование, определенные обстоятельства запускают механизм вызова необходимых знаний. Чтобы понять, что знает человек, требуется воссоздать контекст, чтобы извлечь знания. С этой целью мы задаем необходимые вопросы или воссоздаем ситуацию, чтобы дать возможность человеку использовать имеющиеся у него знания. В каждый конкретный момент мы не знаем, что мы знаем. Просто спросить, что человек знает, означает задать бессмысленный вопрос в бессмысленном контексте.
- Знания проявляются сами собой. В реальной ситуации необходимые нам знания нередко проявляются сами, оказывается, эти знания у нас есть. Наши знания сами управляют своим проявлением, мы мало влияем на это процесс.
- Создание новых знаний и передача существующих идут разными путями. Путь, которым мы познаем действительность, не совпадает с путем, которым мы передаем свои знания другим. Хотя сами знания могут быть практически одними и теми же, познание зависит от того, являются ли они абсолютно новыми или нет. Способ создания знаний и способ их передачи другим совсем разные. Нередко знания рождаются интуитивным способом и их крайне сложно невозможно отделить от их создателя.
- Знания зависят от эмоций, которыми сопровождается их получение. Допущенные ошибки учат нас больше, чем успех. В одной ситуации, например, при провале проекта мы получаем большие знаний, а в другой – успешном выполнении такого же проекта – меньшие.
Философы уже давно используют парадокс в качестве средства для создания новых знаний и понимания. А физикам, выросшим в эпоху Ньютона, пришлось признать, что электроны парадоксальным образом являются одновременно и волнами, и частицами: если вам нужны волны, вы видите в электронах волны, если нужны частицы, вы видите в них частицы. Так и понимание знания парадоксальным образом представляет собой одновременно и предмет, и поток.Именно эта ситуация послужила отправной точкой для рождения фреймворк Cynefin, и этот наш небольшой исторический экскурс показывает нам важные его истоки:
- принципиальную важность контекста для рождения или получения знания о ситуации;
- знание – это парадоксальная сущность, о которой можно говорить и как о предмете, и как о потоке.
Первая версия фреймворка Cynefin
Первая версия фреймворка Cynefin, сейчас практически неизвестная, описывала условия и ситуации, при которых происходит рождение и передача тех или иных типов знаний [Snowden 2010]. Контекст или ситуацию рождения и передачи знания Сноуден предложил описать в двух ключевых измерениях:- уровень абстракции передаваемого или порождаемого знания – общеизвестные (открытые) или экспертные (закрытые), передаваемые на определенном уровне абстракции, знания;
- культура передачи и рождения знаний – преимущественно тренинговая, когда знания передаются от преподавателя к ученику и роль последнего достаточно пассивна, или преимущественно изучающей, когда ученик активен, сам изучает и приходит к новым знаниям.
Слово Cynefin
Cynefin – это слово валлийского языка, обозначающее место, где возникли наши многочисленные привязанности, а также ощущение, что у всех нас вместе и у каждого в отдельности есть множество корней – культурных, религиозных, географических, этнических и т. д. Название Cynefin впервые появилось в 1999 году. Дейв Сноуден так комментирует название фреймворка [Kurtz, Snowden 2003]:Никогда нельзя с уверенностью сказать, какова природа этих привязанностей, но они серьезным образом влияют на нас. Название [фреймворка] это напоминание, что любое человеческое взаимодействие подвергается сильному влиянию и зачастую определяется паттернами нашего предыдущего опыта – как личного, так и коллективного.
Вторая версия фреймворка Cynefin
Найденный подход оказался удачным и первую версию фреймворка Cynefin применяли не только для управления знаниями, но и стратегического планирования, управления инновациями и коммуникациями. Это дало Сноудену основание полагать, что зарождающаяся модель – это что-то большее, чем только модель передачи знания и обучения. Именно в это время, в ходе обкатки предварительной версии фреймворка, произошел переход к более широкому его пониманию. Сноуден признавался, что пришло «…осознание того, что я говорю о природе систем (то есть онтологии), а не просто о модели для понимания потоков знаний, и что модель имеет более общий характер». Однако, язык фреймворка в то время был ориентирован на управление знаниями, и плохо подходил для использования в других областях. Довольно быстро Дэйв Сноуден модифицировал фреймворк:- сохранил четыре домена, но кардинально изменил понимание их природы и их названия;
- переосмыслил логику их разделения;
- ввел пятый, средний домен, назвав его Disordered.
… это был эволюционный путь, который привел от модели [I-Space] к Cynefin, но фреймворк Cynefin возник только тогда, когда я начал использовать теорию сложных адаптивных систем.Также необходимо отметить, что существенный вклад в фреймвок Cynefin внесла Синтия Курц (Cynthia Kurtz) с ее моделью тэтраэдра. Таким образом, в 2000 году появился вторая версия фремворка Cynefin, нацеленный уже на понимание и осмысление широкого спектра систем и ситуаций [Snowden 2000]. Именно его стоит считать первым полноценным вариантом фреймворка Cynefin. Эта вторая версия фремворка Cynefin получила первое, хотя и ограниченное признание. Первые публикации о фреймворке Cynefin относятся к самому началу века [Snowden 2002] и [Kurtz, Snowden 2003]. Одну из оценок того времени хочется процитировать: «Ну, это объясняет пятьдесят лет неудач в американской внешней политике» (Джон Пойндекстер, советник по национальной безопасности в годы президентства Рональда Рейгана).
«Войны знаний» в IBM
В 2000 году Дэйв Сноуден присоединился к IBM Institute for Knowledge Management и стал директором его Европейского отделения. В 2002 году IBM объединила ряд своих исследовательских проектов, включая Institute for Knowledge Management, в «Институт бизнес-ценности» (Institute for Business Value). Дэйв Сноуден возглавил «Cynefin-центр организационной сложности» (IBM Cynefin Centre for Organisational Complexity) в рамках этого института, изучавший приложение теории сложных систем к развитию организаций. При этом он продолжал совершенствовать фреймворк. Однако, не все шло гладко, позже Сноуден назвал эти годы «войнами знаний». Помимо важнейшего опыта использования фреймворка, там были и нечестный начальник,и бюрократический маразм IBM и обвинение в политически некорректном поведении по отношению к компании за доклад о Cynefin на конференции по менеджменту [Snowden 2010]. В результате в 2004 году ушел из IBM и годом позже основал собственную компанию Cognitive Edge.Литература
- Boisot. Knowledge Assets: Securing Competitive Advantage in the Information Economy, Oxford University Press, 1999.
- Snowden. “Strategies for Common Sense-Making in Innovation: Enabling Emergence at the Edge of Chaos PARTS I — III.” Journal of Strategy and Scenario Planning, Vol. 2. Issue 3. October 2000.
- Snowden. Complex Acts of Knowing: paradox and descriptive self-awareness. Journal of Knowledge Management Vol. 6, No 2, 2002.
- Kurtz, D. Snowden. The new dynamics of strategy: Sense-making in a complex and complicated world. IBM Systems Journal, Vol. 42, No 3, 2003.
- D Snowden. The Origins of Cynefin. Cognitive Edge, 2010.