1 комментарий

  1. Володя, прекрасный пример. Уроки, на мой взгляд, можно обобщить до всех ситуаций в хаосе. В том числе и сегодняшней. Но в гипотезе 1 – существование пограничной области перед катастрофой «затишье перед бурей» – есть сомнения.
    Теория катастроф Рене Тома и Владимира Арнольда описывает два универсальных симптома наступления катастрофы. Вот как об этом пишет В. Буданов:
    «Доказано, что существуют два универсальных предкризисных симптома поведения системы, иными словами, два флага-предвестника катастроф. Первый признак грядущей катастрофы – это «затишье перед бурей» или предкритическое (предкризисное) замедление характерных ритмов системы, вторым признаком является увеличение шумовых флуктуаций в системе в окрестности точки бифуркации, т. е., увеличение хаотических отклонений характеристик системы от их средних значений. И при «распаковывании» точки бифуркации, т. е., рассмотрении ее с микроуровня, мы наблюдаем не точку, а целую область развитого динамического хаоса».
    Вроде похоже, но есть важное замечание: то, что Том и Арнольд называют термином «катастрофа» – это точка бифуркации в нелинейной динамике. То есть это не разрушение системы, как понимаем мы, а переход с одного аттрактора, на другой. Том и Арнольд описывают именно бифуркации, т.к. они отнюдь не всегда приводят к разрушению системы, но всегда – к изменению ее формы и структуры.
    В фреймворке Cynefin точки бифуркации располагаются в хаотическом домене, а также пограничном домене между сложным и хаотическим. И перед каждой из них мы можем увидеть «затишье перед бурей». В том числе и в точках бифуркации, которые близки к катастрофе, которую ты так полно описал. Соответственно вводить отдельную пограничную области перед катастрофой «затишье перед бурей» неверно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.