Проблема как разрыв
Типы проблем
Обычно выделяют несколько типов проблем (см. рисунок, он взят из книги А. Долгорукова «От замысла к действию»). Однако, на мой взгляд, это неполная типизация, которая, к тому же не выдержана в единой логике. Например, неопределенность в той или иной мере присутствует почти во всех типах проблем, кроме задачи. Поэтому я развил ее, базируясь на понимании различных типов неопределенности, с которыми мы сталкиваемся. А также связал ее с нашим базовым подходом — фреймворком Cynefin. В результате получилось пять типов проблем.
Уже возникавшая проблема — задача. Существуют проблемы, которые уже появлялась, хорошо описаны и есть люди, которые умеют их решать. В российской традиции консультирования это даже не «проблемы», а «задачи». Задача — это проблема, которая имеет решение, известное кому-то. Задача стоит перед нами тогда, когда ситуация, связанная с изменением, проста и хорошо нами понята, она подразумевает наличие конкретного и оптимального решения для достижения хорошо определенного и разделяемого участниками движения «будущего состояния» компании.
Четкие проблемы — это такие проблемы, которые хорошо сформулированы, то есть:
- четко описано и понятно текущее состояние, где мы сейчас;
- ясно, каким должно быть его желаемое состояние.
Однако нет решения о том, как перевести компанию в новое состояние и рядом нет того, кто знал бы это решение. Его предстоит найти, решая такую четкую проблему. Пример, внедрение ИТ-системы.
Нечеткая проблема — это когда будущее состояние плохо определено и перспектива кажется расплывчатой и туманной. Это обусловлено некоторой непредсказуемостью и неустойчивостью ситуации. Трудно искать решение, когда не очень понятно, решением собственно чего оно должно явится, то есть что должно получиться в результате. В социальных системах такие ситуации имеют место достаточно часто. Например, создание нового сервиса для клиентов, которого еще не было, или нового продукта. Понятно где мы сейчас, но непонятно какой собственно это должен быть сервис или продукт. Здесь кроме решения, мы ищем еще и целевое конечное состояние.
Клубок нечетких проблем (сложная ситуация) — это когда к нечеткости желаемого состояния добавляется неопределенность текущего состоянием. В технических системах это может быть связано со степенью технологической сложности предстоящего изменения или недостаточной зрелостью технологии (например, она только вышла на рынок). Кроме того, как правило, с таким типом проблем мы сталкиваемся в социальных системах, и в них эмоции, личные особенности и отношения людей делают эту ситуацию целым клубком плотно сплетенных проблем. Например, возвращение сотрудников компаний в офис после пандемии. Непонятно не только будущее, но и текущее состояние. О решении вообще трудно сказать что-либо (по крайней мере пока).
Проблемы и фреймворк Cynefin
- Уже возникавшая проблема (задача) возникает в ясном (очевидном) домене, в котором система понятна и известно лучшее решение.
- Четкие проблемы возникают в усложненном домене, где система более-менее понятна (пусть и не до конца) и возможны несколько вариантов решения.
- Нечеткие проблемы возникают в пограничном домене между усложненным и сложным доменами, где возникает неопределенность с конечным состоянием системы и где мы должны двигаться итеративно проверяя гипотезы о том, каково же наилучшее для нас будущее.
- Клубок нечетких проблем возникает в сложном домене, где не получается точно описать текущее состояние, где ситуация не видна и причинно-следственные связи запутаны. Именно поэтому я написал, что это сложная ситуация.
- Непрерывное поле проблем возникает в хаотическом домене, где абсолютно не определено и текущее состояние и наше будущее. Это ситуация полной неопределенности.